7 июля, 00:21

REUTERS/Dinuka Liyanawatte

Опасный фрагмент ДНК сохранился у жителей Азии

Согласно исследованию ученых из Швеции и Германии, участок ДНК, который увеличивает риск тяжелого заболевания коронавирусом, был передан от неандертальцев 60 000 лет назад.

Речь идет о фрагменте генома, который охватывает шесть генов, говорится в необычном исследовании.

«Этот эффект скрещивания, который произошел 60 000 лет назад, все еще оказывает влияние сегодня», — сказал Джошуа Эйки, генетик из Принстонского университета, который не участвовал в новом исследовании.

Исследование показало, что этот фрагмент генома, который включает шесть генов в хромосоме 3, совершил удивительное путешествие по истории человечества. Этот вариант генома сейчас распространен в Бангладеш, где 63% людей имеют по крайней мере одну копию. По всей Южной Азии почти треть людей унаследовали этот сегмент.

Однако в других местах этот сегмент встречается гораздо реже. Только 8 процентов европейцев получили эту последовательность, также она есть у 4% жителей Восточной Азии, но почти полностью отсутствует в Африке.

Ученые сравнили людей в Италии и Испании, которые столкнулись с тяжелой формой коронавирусной инфекции, с теми, у кого были только легкие формы. Они нашли два места в геноме, связанных с большим риском. Один из них находится на хромосоме 9 и включает АВО, ген, который определяет группу крови. Другой — это неандертальский сегмент на хромосоме 3.

Хьюго Зеберг, генетик из Каролинского института в Швеции, обнаружил, что версия хромосомы 3, которая повышает риск тяжелого заболевания COVID-19, похожа на версию хромосомы неандертальца, жившего в Хорватии 50 000 лет назад.

Доктор Зеберг знал, что другие неандертальские гены, распространенные сегодня, помогают нам бороться с вирусами. Когда современные люди проникли в Азию и Европу, они, возможно, столкнулись с новыми вирусами, против которых у неандертальцев уже сформировалась защита. С тех пор мы сохранили эти гены.

Тони Капра, генетик из Университета Вандербильта, который не принимал участия в исследовании, полагал, что вполне вероятно, что кусок ДНК неандертальца изначально давал преимущество — возможно, даже против других вирусов. «Но это было 40 000 лет назад, а сейчас мы здесь», — сказал он.

Вполне возможно, что иммунный ответ, который работал против древних вирусов, в конечном итоге чрезмерно реагировал на новый коронавирус. Люди, который тяжело переносят COVID-19, обычно делают это, потому что их иммунная система запускает неконтролируемые атаки.

Остается открытым вопрос, сохраняет ли этот сегмент неандертальца прочную связь с новым коронавирусом. Может потребоваться открытие сегмента в древних окаменелостях, чтобы понять, почему этот сегмент генома стал настолько распространенным в некоторых местах. Но доктор Зеберг сказал, что 60 000-летнее путешествие этого участка ДНК в может помочь объяснить, почему коронавирус так опасен сегодня.

Ранее НВ писал, что ученые вырастили «мини-мозг» из стволовых клеток человека, содержащих неандертальскую ДНК, чтобы пролить свет на то, как Homo neanderthalensis повлияли на наше развитие.

В этой работе исследователи из Германии показали, как генетический материал, полученный от наших дальних родственников, может быть идентифицирован и отслежен в моделях органов по мере их роста.

Исследователи приступили к выявлению этих следов генетического материала от наших древних родственников, которые были приобретены как продукт межвидового скрещивания. Затем они использовали пять клеточных линий для создания так называемых «органоидов», которые напоминают вещество мозга, и изучили их клеточный состав с помощью секвенирования РНК.