13 июля, 16:38

Ученые предложили искать ключи к лечению COVID-19 в имунной системе летучих мышей

По мнению исследователей из Университета Рочестера, способность летучих мышей переносить вирусы могут проистекать из их способности контролировать воспалительные процессы.

Эта особенность животных может подсказать ключ к лечению вирусов у людей, уверены биологи.

Летучих мышей часто считают резервуаром для многих смертельных вирусов, поражающих человека, включая Эболу, бешенство и, совсем недавно, штамм вируса SARS-CoV-2, вызывающий коронавирусную болезнь. При этом летучие мыши не только способны переносить вирусы, но и живут намного дольше, чем наземные млекопитающие аналогичного размера.

Профессора биологии из Рочестера Вера Горбунова и Андрей Силуанов полагают, что SARS-CoV-2 возник у летучих мышей задолго до того, как вирус был передан человеку. Хотя летучие мыши были носителями, они, казалось, не были затронуты вирусом. Еще один сбивающий с толку фактор: как правило, продолжительность жизни вида коррелирует с его массой тела; чем меньше вид, тем короче его продолжительность жизни и наоборот. Однако многие виды летучих мышей имеют продолжительность жизни от 30 до 40 лет, что впечатляет.

«Некоторое время мы интересовались долголетием и устойчивостью к болезням у летучих мышей, но у нас не было времени сидеть и думать об этом. Нахождение в карантине дало нам время обсудить это, и мы поняли, что может быть очень сильная связь между устойчивостью летучих мышей к инфекционным болезням и их продолжительностью жизни. Мы также поняли, что летучие мыши могут дать подсказки для человеческой терапии в борьбе с болезнями», — говорит Вера Горбунова.

В то время как были исследования иммунных реакций у летучих мышей и исследования долголетия летучих мышей, до их статьи «никто не объединил эти два явления», говорит Силуанов.

Как выяснили авторы работы, в отличие от людей, летучие мыши разработали специальные механизмы, которые снижают репликацию вируса, а также ослабляют иммунный ответ на вирус. Результатом является благоприятный баланс: их иммунная система контролирует вирусы, но в то же время не вызывает сильного воспалительного ответа.

По словам исследователей, существует несколько факторов, которые могут способствовать такому развитию летучих мышей. Один из факторов может быть обусловлен полетом. Летучие мыши — единственные млекопитающие, обладающие способностью летать, для чего необходимо, чтобы они адаптировались к быстрому повышению температуры тела, внезапным скачкам обмена веществ и молекулярному повреждению. Эти приспособления могут также помочь в сопротивлении болезни.

Другим фактором может быть их окружение. Многие виды летучих мышей живут в больших плотных колониях и висят близко друг к другу на потолках пещер или на деревьях. Эти условия идеально подходят для передачи вирусов и других патогенных микроорганизмов.

«Летучие мыши постоянно подвергаются воздействию вирусов. Они всегда вылетают и приносят что-то новое в пещеру или гнездо и переносят вирус, потому что живут в такой непосредственной близости друг от друга», — говорит Силуанов.

Поскольку летучие мыши постоянно подвергаются воздействию вирусов, их иммунная система находится в бесконечной гонке вооружений с патогенами: патогенный микроорганизм попадет в организм, иммунная система разработает механизм борьбы с патогеном, патогенный микроорганизм снова будет развиваться и так далее.

Это не приглашение для людей сбросить маски и собираться вместе. Эволюция происходит за тысячи лет, а не за несколько месяцев. Только в недавней истории большинство людей начало жить в непосредственной близости от городов. Хотя у людей могут развиваться социальные привычки, похожие на привычки летучих мышей, мы еще не разработали сложные механизмы летучих мышей для борьбы с вирусами по мере их появления и быстрого распространения.

«Последствия могут быть в том, что наши тела испытывают больше воспаления», — говорит Горбунова.

Исследователи ожидают, что изучение иммунной системы летучих мышей предоставит новые цели для терапии человека. Например, летучие мыши мутировали или полностью уничтожили несколько генов, участвующих в воспалении; ученые могут разрабатывать лекарства для подавления этих генов у людей.

Ранее НВ писал, что считавшаяся уникальной особенность SARS-CoV-2 была найдена в другом коронавирусе — RmYN02, который недавно открыли у летучих мышей вида Rhinolophus malayanus.

Таким образом, весьма вероятно, что вирус, ответственный за COVID-19, эволюционировал естественным путем — возможно, начиная с летучих мышей, пока не развил необходимые мутации, чтобы вызвать глобальную пандемию.

«С момента открытия SARS-CoV-2 появилось несколько необоснованных предположений о том, что вирус имеет лабораторное происхождение», — говорит микробиолог из Шаньдунского первого медицинского университета Вэйфэн Ши, один из авторов нового открытия.

«В частности, было предложено, что вставка S1 / S2 весьма необычна и, возможно, свидетельствует о лабораторных манипуляциях. Наша статья очень четко показывает, что эти события происходят естественным образом в дикой природе. Это убедительно свидетельствует о том, что SARS-CoV-2 не сбежал из лаборатории», — добавил ученый.