Благодаря новым образцам коронавируса из Азии мы стали на шаг ближе к пониманию истоков пандемии COVID-19

Автор: Константин Ценцура

Ученые из Камбоджи и Японии обнаружили два новых коронавируса, которые похожи на SARS-CoV-2, ставший причиной пандемии COVID-19 в мире. Носителями новых вирусов оказались подковоносые летучие мыши, которые могли быть источником распространения SARS-CoV-2 в Китае в начале 2020-го. Что означает это открытие для нас?

Р овно год назад ученые предупреждали о возможности наступления серьезной пандемии, которая может привести к более 80 млн смертей людей по всему миру.

Тем не менее, в конце 2019-го многим людям еще слабо верилось в то, что какая-либо болезнь способна парализовать системы здравоохранения в разных странах и кардинально изменить общественную жизнь.

Теперь пандемия COVID-19 непосредственно или косвенно коснулась каждого из нас, и у ученых все еще нет однозначных прогнозов по поводу подавления нового вируса. Из-за этого пользователи стали чаще обращать внимание на все вспышки неизвестных болезней.

Одной из таких оказалась новая болезнь в Сенегале, которая проявляется в виде чесотки и струпьев у местных рыбаков.

Но на днях исследователи из Камбоджи и Японии сделали еще более необычное заявление, — ученые подтвердили обнаружение двух новых коронавирусов, которые сильно похожи на вирус SARS-CoV-2, ставший причиной пандемии СOVID-19.

Рассказываем, что известно о новых близких родственниках коронавируса, убившего 1,39 млн людей во всем мире, и как они определят исход пандемии COVID-19.

Что нашли ученые из Камбоджи?

Представители Института Пастера в столице Камбоджи Пномпене опубликовали результаты исследования, согласно которым они обнаружили первые родственные коронавирусы SARS-CoV-2 за пределами Китая.

Образцы новых вирусов нашли в организме замороженных подковоносых летучих мышей в Камбодже, а также в замороженных экскрементах этих животных в Японии.

Именно подковоносые летучие мыши считаются одними из первых переносчиков коронавируса SARS-CoV-2 в Китае, после которых болезнь начала распространяться среди людей.

Сообщается, что новый камбоджийский коронавирус нашли в организме двух подковоносых летучих мышей Шамеля, пойманных на севере страны в 2010-м.

Японские ученые, в свою очередь, нашли коронавирус Rc-o319, похожий на SARS-CoV-2, в организме летучих мышей этого же вида, пойманных в 2013-м.

Почему это важно?

Авторы нового исследования заявляют, что обнаруженные коронавирусы из Камбоджи и Японии имеют 97% и 81% общих генетических данных c SARS-CoV-2 соответственно.

По словам ученых, такая особенность найденных вирусов может стать ключевой в процессе поиска способов передачи SARS-CoV-2 от летучих мышей к людям и поможет специалистам найти настоящие источники пандемии.

Результаты работы также подтверждают, что вирусы, похожие на SARS-CoV-2 могут быть довольно распространены среди подковоносых летучих мышей даже за пределами Китая.

Исследователи не исключают, что в замороженных образцах генетического материала этих животных в лабораториях по всему миру могут храниться и другие новые коронавирусы, похожие на SARS-CoV-2.

До этого открытия вирусологи знали только о нескольких вирусах, тесно связанных с новым коронавирусом. Один из них — ближайший на сегодня родственник SARS-CoV-2 — RaTG13.

Ученые нашли этот вирус в организме промежуточного вида подковоносых летучих мышей в одной из китайских провинций за шесть лет до начала пандемии COVID-19. Похожие вирусы находили и в организме панголинов в период с 2015-го по 2019-й.

Некоторые исследования доказывают, что RaTG13 также может передаваться людям.

«SARS-CoV-2, вероятно, не был совершенно новым вирусом, который появился внезапно. Вирусы этой группы существовали до того, как мы узнали о них в 2019 году», — объясняет одна из авторов камбоджийского исследования Трейси Голдштейн.

Что делают с вирусами из Камбоджи и Японии?

После обнаружения похожих генетических последовательностей с SARS-CoV-2 у новых вирусов, ученые продолжают изучать данные об их ДНК, чтобы точно определить схожесть с коронавирусом, который вызывает болезнь COVID-19.

Известно, что новый вирус должен быть как минимум на 99% похож на SARS-CoV-2, чтобы считаться его непосредственным предком.

Если ученые все еще не определили, какой вирус больше похож на SARS-CoV-2, — найденный ранее RaTG-13 или обнаруженный недавно камбоджийский вирус, — японский Rc-o319, по предварительным данным, является наиболее отдаленным от них.

По словам ведущего автора нового исследования, вирусолога Института Пастера в Пномпене Висны Дуонг, дальнейшее изучение коронавируса, найденного в Камбодже, позволит определить, есть ли у него те самые «шипы», которые позволяют SARS-CoV-2 проникать в клетки организма человека.

Японская команда исследователей подтвердила, что у обнаруженного ими вируса Rc-o319 нет инструментов для того, чтобы легко инфицировать клетки человека.

Кто еще исследует источники пандемии СOVID-19?

Как уже писал НВ, несколько недель назад представители ВОЗ заявили о переходе к заключительным этапам исследования источников коронавируса. Результаты этой работы должны подтвердить или опровергнуть роль животных в передаче SARS-CoV-2 человеку.

Вирусологи анализируют всю историю контактов людей с животными в конце 2019-го — начале 2020-го в Китае, а также отслеживают взаимодействия первых зараженных с другими людьми.

Исследование включает сбор образцов крови, мочи и фекалий летучих мышей, панголинов, циветов и других млекопитающих, которые могли быть на рынках, фермах и в дикой среде обитания. С помощью ПЦР-тестов и тестов на антитела ученые планируют определить генетическое происхождение вируса и возможность его передачи человеку.

По-прежнему главными подозреваемыми в нынешней пандемии являются подковоносые летучие мыши. Это объясняется способностью их организма переносить коронавирусы, похожие на SARS-CoV-2.

Главной проблемой нового исследования ВОЗ может стать отсутствие ключевых генетических образцов и доказательств существования вируса на рынке в Ухане в самом начале пандемии. Дело в том, что с появлением первых случаев заражения коронавирусом власти Китая закрыли рынок для его полной дезинфекции, а представители ВОЗ исследовали это место уже через несколько месяцев.

Во время вспышки коронавируса SARS-CoV-1 в 2003-м группа ученых ВОЗ прибыла в Китай примерно через три месяца после первого случая заражения и также не смогла точно определить причину передачи вируса человеку.

Ученые не исключают версию о том, что первый случай заражения человека вирусом SARS-CoV-2 мог произойти в любом другом месте, а уханьский рынок морепродуктов стал первым очагом сверхраспространения болезни.